Как брать интервью по методу лейтенанта КоломбоВ середине июля в жарком "бескондиционерном" Берлине немецкий журналист Йенс Яриш, автор программ "Die K" и "Почему вьетнамцы не носят Адидас" (за которые он получил призы международного конкурса Prix Europa) прочитал на журналистском семинаре Гете института и проекта То4ка Treff лекцию о том, как брать интервью для документальных программ.
За последние 8 лет своей работы я пришел к тому, что стал делать часовые документальные радиопрограммы – фичеры. В немецком радиопространстве эти программы обычно очень непросты, объемны, технически сложно сделаны и редко отражают какие-либо актуальные проблемы. Я сам по себе люблю выбирать такие темы (политические, социальные, экономические), которые на протяжении долгого периода времени остаются актуальны. Вот, например, нефть. Или такая экономическая и политическая тема как государственные долги. Я пытаюсь отражать эти проблемы в своих программах таким образом, чтобы через два года их все равно можно было слушать, и они казались актуальными. Я это специально заранее говорю, потому что скорее всего вы работаете немножко по-другому. Конечно на немецком радио есть репортажи (со звуками и атмосферой), которые достаточно быстро реагирует на события, в отличие от того, что делаю я. Редакционная политика в Германии такова, что они всегда хотят использовать какие-то очень актуальные темы, проблемы, события, но при этом у них очень высокие требования к техническому качеству записи и к продюсированию. Поэтому невозможно сделать такую программу быстро, это затягивается всегда на очень долгий период времени. Я не буду вам рассказывать, как правильно работать в этом жанре, потому что нету ни правильного, ни неправильного пути, но я вам просто покажу, как работаю я. Может быть вас подтолкнет это самих на какие-то размышления. Если у вас будут вопросы, вы перебивайте меня сразу. Вот, как это звучало. Просто чтобы вы могли послушать шум. Трогательная, тяжелая жизненная история, рассказывается человеком таким надломленным голосом в атмосфере шумного бара. Бывает, что уже в самом конце, на стадии обработки материала, вставляешь интервью в какую-то шумовую атмосферу, но здесь такая ситуация, когда не надо было этого уже делать. То есть это не из программы куски, а просто сырой материал. Я сейчас у Лены буду брать интервью. Ты сейчас госчиновник. И я сажусь рядом с тобой, а не напротив тебя. И держу микрофон не как пистолет, а скорее так расслабленно между мной и тобой. Во-первых, качество записи и тебя, и меня будет одинаково хорошее. Во-вторых, часто люди, у которых ты берешь интервью, они вообще на тебя не хотят смотреть. У них свои мысли там, они о чем-то думают, что-то тебе рассказывают... А в этой ситуации они как бы обязаны смотреть на меня. И я тебе даю возможность выбирать: если ты не хочешь, то можешь и не смотреть на меня, а смотреть куда-то вдаль. И микрофон тоже становится менее заметным, он не находится постоянно в твоем поле зрения, он по отношению к тебе и ко мне в одинаковой позиции находится. То есть мы на одинаковой стороне микрофона и даже возникает такая солидарность. Просто я хотел показать, что есть много разных факторов. С многими ничего не сделаешь, многое нельзя изменить, но при этом не стоит забывать, что многое можно взять под свой контроль. Есть очень тесная связь между «как» и между «кем». Потому что, когда я прихожу к человеку на интервью как журналист, у меня уже другой статус. Я часто применяю такой прием, например, договариваюсь об интервью в лесу. И человек думает: вот придурок! И у него уже есть настрой определенный ко мне. Потому что люди, когда думают, что ты придурок, они с тобой говорят более мило и приветливо … то есть я осознанно это делаю … им и жалко тебя, и они хотят помочь, позаботиться о тебе. И говорят с тобой совершенно по-другому, не боятся тебя. Есть такой сериал про инспектора Коломбо, и это мой кумир. Я конечно готовлюсь к интервью, что-то про человека читаю в сети и придумываю какие-нибудь 3 вопроса, которые я по возможности пишу на какой-нибудь маленький помятый листочек (который я желательно еще и не сразу нахожу). Но я никогда не готовлюсь так, чтобы у меня был целый список вопросов, которые я просто подряд задаю. Потому что это важно – и в этом жанровые различия между фичерами и политическими такими репортажами – я не хочу, чтобы мне ответили на мои вопросы, я хочу услышать то, что они на самом деле хотят рассказать. А для этого я должен быть открыт. Я с опытом понял, что те интервью, когда у меня вообще не было никаких понятий и это была чистая импровизация, часто были намного лучше. То есть я вижу свою задачу в том, что бы поддержать и развить ту историю, которая рождается во время интервью, и не погубить ее вопросами. Потому что заниматься критикой я могу и потом, после, и в этом как бы плюс, что я потом сижу в студии, дома, придумываю концепцию. Есть такая программа, которая называется «Лайфстаил» (“Lifestile”), в которой речь идет о концерне Адидас: как он из предприятия семейного стал большим концерном. ПЕРЕВОД Я выбрал этот пример только потому, что хотел показать, насколько можно быть наивным и в итоге с помощь второго рассказчика комментировать первого. То есть в самой ситуации я там говорю, «спасибо, спасибо,» при этом я думаю про себя, «боже, что это за придурки такие!» И это я уже говорю моим вторым голосом, уже в студии. Я это говорю из-за того, что многие мои коллеги думают, что когда они берут интервью, они должны показаться особенно умными. Совсем этого не надо делать, ведь постфактум всегда можно это сделать намного лучше. До этого в программе была дискуссия — за и против, а теперь — это как бы пик. Это пример. Я был в Африке и занимался сбором материала в квартале трущоб, а там очень агрессивная была обстановка, все давило вокруг. Впринципе это немного даже слышно, но в начале программы я не хотел вставлять свой текст и описывать, что там громко, агрессивно, страшно, я не хотел это говорить словами. И для того, чтобы это было понятно с помощью звуков, я взял эти куски записи, перемешал их вместе и сделал громче. И мы сейчас послушаем, что получилось. То есть грубо говоря, чтобы передать реальность, я изменил эту реальность. Но я не должен думать о том, что я записал, а должен думать о том, что я хочу сказать. ~~~~~~~~~~~~~~~~ПЕРЕВОДЫ~~~~~~~~~~~~~~~~ ОТРЫВОК ИЗ ПРОГРАММЫ "ПОЧЕМУ ВЬЕТНАМЦЫ НЕ НОСЯТ АДИДАС" СТУК В ДВЕРЬ Здесь можно целиком послушать программу Йенса Яриша "Почему вьетнамцы не носят Адидас" ЭПИЗОД 9. Министр финансов Пеер Штайнбрюк собирается бороться с государственными долгами, но при этом не собирается экономить до потери пульса. ЭПИЗОД 10: Как министр финансов Пеер Штайнбрюк в другом разговоре объясняет госдолги непредсказуемостью жизни ЭПИЗОД 11: Потерянные уверенность и чувство защищенности категории:
образование
Рейтинг: 2
Показывать
деревом или
списком
Комментарии |
лента пользователя Заведующий Всем
ЭТО МЕСТО ГДЕ МЫ ДЕЛИМСЯ С ВАМИ ЛЕКЦИЯМИ, МНЕНИЯМИ И ОПЫТОМ ИНТЕРЕСНЫХ ЛЮДЕЙ. ТУТ ЕСТЬ ЧТО ПОСМОТРЕТЬ И ПОСЛУШАТЬ И ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ!
|
Катерина Градобоева
в 20:30